You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.

С принятием Государственной программы перехода на международные стандарты бухгалтерского учета в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Совета Министров РБ от 04.05.1998 № 694 (с изменениями и дополнениями, далее – Государственная программа) нашим государством был взят курс на реформирование национальной системы бухгалтерского учета и отчетности. Основой всех преобразований были выбраны Международные стандарты финансовой отчетности (далее – МСФО), сближение с которыми стало целью осуществляемой реформы.

Задачами бухгалтерской реформы в соответствии с Государственной программой были определены:

-     формирование системы стандартов учета и отчетности, необходимых для внешних пользователей;

-     обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в Республике Беларусь с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

-     оказание методической помощи предприятиям в понимании и во внедрении системы управленческого учета.

Итог реформы согласно п. 4 постановления № 694 заключался в переходе на использование МСФО организациями и индивидуальными предпринимателями в практике ведения учета и составления отчетности. 

В развитие процесса сближения национального законодательства по учету и отчетности Республики Беларусь с МСФО был принят в новой редакции Закон Республики Беларусь от 12.07.2013г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности», разработано и введено в действие Положение о порядке введения в действие на территории Республики Беларусь Международных стандартов финансовой отчетности и их Разъяснений, принимаемых Фондом Международных стандартов финансовой отчетности, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 15.12.2015 № 1043/20. Кроме того, Министерством финансов Республики Беларусь были существенно переработаны и разработаны новые нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, а также введены в действие Национальные стандарты бухгалтерского учета и отчетности. 

Практическое использование МСФО, как и любых инструкций и положений по бухгалтерскому учету и отчетности, требует четкого понимания, что они из себя представляют, в чем цель их создания, кому и для чего они необходимы и как могут быть полезны организациям Республики Беларусь. Ответы на некоторые из указанных вопросов можно получить, если обратиться к предыстории создания МСФО.

Современное развитие мирового сообщества протекает в условиях глобализации. Она существенным образом влияет на экономические отношения. В результате ее воздействия на экономическую сферу развития человеческого общества происходит формирование и постоянное расширение единого, общемирового рынка товаров, капиталов, услуг, рабочей силы. Глобализация приводит к усилению экономических взаимозависимостей между странами, к возникновению сближения и к объединению отдельных стран в единый межнациональный экономический комплекс.

Она открывает новые горизонты для осуществления предпринимательской деятельности, попутно выдвигая и новые требования к способам ее организации и ведения. Мощное воздействие глобализации на сферу бизнеса распространяется также и на систему его информационного обеспечения и основу эффективного и стабильного функционирования: систему бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Подтверждением этого является то, что до начала 70-х годов XX века в мире не существовало единых методологических и технических приемов ведения бухгалтерского учета и каких-либо общепринятых принципов или стандартов формирования финансовой отчетности. В то время каждое государство устанавливало и использовало свои национальные правила. Глобализация и возникшие вместе с ней тенденции в развитии предпринимательской деятельности изменили первоначальное положение дел. Во второй половине XX столетия резко возросло число транснациональных корпораций, появились многонациональные компании и банки, что положило начало развитию и расширению международной интеграции в экономической сфере.  

Создание транснациональных корпораций, многонациональных компаний и банков преследовало своей целью максимизацию прибыли не только за счет расширения рынков сбыта выпускаемой продукции, предлагаемых работ (услуг), а также монополизации отдельных направлений экономической деятельности на межнациональном уровне. Оно также предполагало повышения эффективности предпринимательской деятельности за счет снижения операционных затрат, привлечения дополнительных и порой более дешевых источников финансирования, получения налоговых преференций. Для достижения всего выше сказанного и на этой основе получения дополнительных конкурентных преимуществ транснациональные корпорации и многонациональные компании открывали свои представительства и размещали входящие в их состав отдельные организации на территории разных государств.

Децентрализация производственного процесса и усложнение организационной структуры существенно осложнили процесс управления деятельностью транснациональных корпораций. Разработка единой внутрифирменной стратегии и принятие управленческих решений стали слишком трудоемкими ввиду отсутствия необходимой финансовой информации. Главной причиной этого стало то, что финансовая отчетность организаций, входящих в состав крупных транснациональных корпораций и многонациональных компаний, размещенных на территории различных государств, не была одинаковой. Существовавшие различия были обусловлены социальными, экономическими и политическими факторами, а также формировавшимися на протяжении долгих лет национальными особенностями организации и ведения бухгалтерского учета в каждой отдельно взятой стране. Они серьезно осложняли процесс анализа информации, содержавшейся в финансовых отчетах структурных подразделений транснациональных корпораций и многонациональных компаний, и препятствовали надежному обоснованию принимаемых управленческих решений.      

В результате в условиях глобализации мирового экономического пространства рост деловой активности стал невозможен без унификации и гармонизации бухгалтерского учета и финансовой отчетности, т.к. различия в учетных системах приводили к определенным трудностям в восприятии и использовании финансовой информации.

Для осуществления гармонизации финансовой отчетности на основе соглашения профессиональных организаций бухгалтеров Австралии, Великобритании, Ирландии, Канады, Нидерландов, Германии, Мексики, США, Франции и Японии был создан Комитет по Международным стандартам бухгалтерского учета, который впоследствии был переименован в Совет (далее – СМСФО). Целью указанного органа стала разработка и содействие внедрению международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности. За время своего существования СМСФО проделал огромную работу по разработке и совершенствованию международных стандартов. В настоящее время при составлении финансовой отчетности применяются положения 40 стандартов (табл. 1).

 

Таблица 1

Состав и общая характеристика МСФО

 

Название

стандартов

Краткое содержание

МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности»

Стандарт регулирует основы составления финансовой отчетности; определяет ее состав, входящие в нее элементы, отчетный период; устанавливает базовые допущения и общие требования к финансовой отчетности и содержащейся в ней информации. В стандарте устанавливается минимальный объем информации, обязательный для представления в соответствующих компонентах финансовой отчетности (отчетах и примечаниях к ним), методы оценки активов и обязательств, а также прочие требования к раскрытию информации.

МСФО (IAS) 2 «Запасы»

Стандарт устанавливает состав запасов, порядок оценки и признания активов в качестве запасов при постановке на бухгалтерский учет и последующем использовании в деятельности организации. Стандарт дает указания относительно порядка отнесения запасов на расходы отчетного периода, определения части затрат организации, подлежащих капитализации в данном отчетном периоде и включению в расходы в следующих периодах. В нем также содержаться требования к тому, какая информация о запасах должна быть приведена в финансовой отчетности.

МСФО (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств»

В стандарте приводится состав потоков денежных средств организации. Он определяет и дает характеристику направлениям деятельности организации, движение денежных средств в рамках которых подлежит раскрытию в соответствующем финансовом отчете. Кроме того, стандарт устанавливает общие требования к содержанию и порядку формирования отчета о движении денежных средств, а также индивидуальные особенности отражения отдельных видов самих денежных средств.

МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки»

Стандарт устанавливает порядок формирования учетной политики, определяет критерии выбора и изменения отдельных ее положений, а также порядок учета и раскрытия в финансовой отчетности последствий изменений в самой учетной политике, в используемых организацией учетных оценках и в результате допущенных ошибок или искажений учетных данных.

МСФО (IAS) 10 «События после отчетного периода»

Стандарт определяет, что признается событиями после отчетного периода и каковы их виды. Он устанавливает условия, при которых организация обязана раскрывать в своей финансовой отчетности суть событий, произошедших после отчетного периода, и корректировать значения соответствующих отчетных показателей.

МСФО (IAS) 11 «Договоры на строительство»

Стандарт устанавливает порядок расчета, признания и отражения в учете выручки и затрат от выполнения строительных работ. Значительная часть положений данного стандарта посвящена вопросам определения порядка разграничения полученных доходов и понесенных расходов по договорам на строительство между разными отчетными периодами. В нем также содержатся требования относительно того, какая информация о хозяйственных операциях в рамках реализации договоров строительства должна быть обязательно представлена в финансовой отчетности организации.

МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль»

Стандарт устанавливает порядок учета и отражения в финансовой отчетности расходов организации, связанных с уплатой налога на прибыль. Он также регулирует порядок расчета, признания и раскрытия в финансовой отчетности информации о разницах в суммах налога на прибыль, исчисленного по данным бухгалтерского учета, и налога, рассчитанного исходя из требований налогового законодательства.  

МСФО (IAS) 16 «Основные средства»

Стандарт устанавливает порядок признания, оценки и отражения в учете основных средств. Он также определяет порядок расчета и учета амортизационных отчислений, а также отражения уменьшения стоимости основных средств в результате обесценения. В заключении стандарта приводится указание на то, какая информация об основных средствах организации подлежит обязательному раскрытию в ее финансовой отчетности.

МСФО (IAS) 17 «Аренда»

Стандарт определяет виды аренды и порядок их идентификации для целей бухгалтерского учета, раскрывает особенности хозяйственных операций, связанных с предоставлением и получением в аренду активов, устанавливает правила оценки арендуемых активов и раскрытия информации об операциях аренды в финансовой отчетности арендатора и арендодателя.  

МСФО (IAS) 18 «Выручка»

Стандарт устанавливает состав выручки от соответствующих видов деятельности, определяет критерии признания, порядок оценки и отражения в учете и финансовой отчетности доходов (выручки) и расходов от конкретных операций.

МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам»

Стандарт определяет состав выплат, признаваемых вознаграждениями работникам, и устанавливает правила учета и отражения в финансовой отчетности расходов организации, связанных с их начислением и последующей уплатой.

МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи»

Стандарт определяет перечень поступлений, которые должны признаваться государственными субсидиями и иными видами государственной помощи, устанавливает порядок их учета и раскрытия информации о них в финансовой отчетности организации-получателя.

МСФО (IAS) 21 «Влияние изменений валютных курсов»

Стандарт устанавливает порядок отражения хозяйственных операций в иностранной валюте и предпринимательской деятельности организации вне страны ее регистрации в учете и финансовой отчетности, порядок пересчета показателей финансовой отчетности зарубежных структурных подразделений организации в валюту ее консолидированной отчетности. Он также регулирует вопросы, связанные с возникновением курсовых разниц и порядком их отражения в учете и финансовой отчетности.    

МСФО (IAS) 23 «Затраты по заимствованиям»

Стандарт устанавливает метод бухгалтерского отражения затрат по займам: порядок признания, условия включения их в расходы, условия капитализации затрат по займам, связанным с приобретением, строительством или производством активов. В нем также содержатся требования относительно информации о затратах по займам, подлежащей обязательному отражению в финансовой отчетности организации.

МСФО (IAS) 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах»

Стандарт устанавливает порядок представления в финансовой отчетности информации о связанных с данной организацией сторонах (аффилированных лицах и прочих подобных организациях) с целью отражения их влияния на ее деятельность, финансовое положение и величину полученной прибыли (убытка). 

МСФО (IAS) 26 «Учет и отчетность по пенсионным программам»

Стандарт определяет процедуру составления отчетности, отражающей порядок формирования и расходования средств пенсионных фордов, создаваемых организациями по своей инициативе (или в силу предварительной договоренности с работниками) для осуществления соответствующих выплат работникам согласно заранее составленным пенсионным программам.

МСФО (IAS) 27 «Отдельная финансовая отчетность»

Стандарт устанавливает порядок учета и раскрытия в индивидуальной (отдельной) финансовой отчетности конкретной организации информации о совершенных ею инвестициях в дочерние компании, совместные предприятия и ассоциированные организации. При этом стандарт не устанавливает, какие организации должны составлять отдельную финансовую отчетность по МСФО.

МСФО (IAS) 28 «Инвестиции в ассоциированные организации и совместные предприятия»

Стандарт определяет порядок учета инвестиций в ассоциированные компании и устанавливает требования об обязательном использовании метода долевого участия при бухгалтерском учете и раскрытии в финансовой отчетности информации о вложенных средствах (инвестициях) в ассоциированные компании и совместные предприятия.

МСФО (IAS) 29 «Финансовая отчетность в гиперинфляционной  экономике»

Стандарт устанавливает правила составления индивидуальной финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности в валюте страны с гиперинфляционной экономикой. В нем определяется порядок пересчета показателей финансовой отчетности, составленной в условиях гиперинфляции, в более стабильную валюту или процедура приведения показателей финансовой отчетности в валюте гиперинфляционной экономики к текущему курсу валюты этой страны на конец отчетного периода.

МСФО (IAS) 32 «Финансовые инструменты: представление»

Стандарт устанавливает принципы, исходя из которых финансовые инструменты, классифицируются для представления в финансовой отчетности в качестве обязательств или компонентов собственного капитала, а также основания взаимозачета финансовых активов и финансовых обязательств. Этот стандарт также применяется при классификации с позиции эмитента финансовых инструментов как финансовых активов, финансовых обязательств или долевых инструментов; при классификации в финансовой отчетности соответствующих процентов, дивидендов, прибылей и убытков.

Положения, содержащиеся в данном стандарте, дополняют принципы признания и оценки финансовых инструментов, изложенные с МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка», и порядок раскрытия информации о них, определенные в МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации».

МСФО (IAS) 33 «Прибыль на акцию»

Стандарт устанавливает принципы расчета и представления в финансовой отчетности информации о суммах базовой и разводненной прибыли, приходящихся на одну акцию для облегчения сравнения результатов деятельности различных компаний за один отчетный период или одной организации за различные отчетные периоды.

МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность»

Стандарт устанавливает состав и минимально допустимое содержание промежуточной финансовой отчетности, а также принципы бухгалтерского признания и оценки отчетных показателей, которые должны применяться в промежуточной финансовой отчетности.

МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов»

Стандарт устанавливает порядок выявления обесценивающихся активов, определения размера их реальной стоимости, а также бухгалтерского учета операций по отражению обесценения активов или восстановления части их стоимости в результате повышения их рыночной оценки.

МСФО (IAS) 37 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»

Стандарт устанавливает соответствующие критерии признания и основы учетной оценки, применяемые к оценочным обязательствам, условным обязательствам и условным активам, а также объем информации об указанных объектах учета, обязательный для представления в финансовой отчетности.

МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы»

Стандарт устанавливает критерии признания нематериальных активов, их оценки и отражения в бухгалтерском учете; порядок определения срока полезного использования, периода и метода амортизации; а также соответствующий объем информации о данном объекте учета, подлежащей обязательному раскрытию в финансовой отчетности организации.

МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка»

Стандарт устанавливает принципы признания и оценки финансовых активов, финансовых обязательств и некоторых договоров о покупке или продаже нефинансовых объектов.

МСФО (IAS) 40 «Инвестиционная недвижимость»

Стандарт устанавливает порядок признания, оценки и отражения в учете и финансовой отчетности инвестиционной недвижимости (недвижимости, предназначенной собственником или арендатором по договору финансовой аренды для получения арендных платежей, доходов от прироста стоимости капитала, но не для использования в производстве или реализации товаров (услуг) или продажи) и операций, связанных с ее использованием.

МСФО (IAS) 41 «Сельское хозяйство»

Стандарт устанавливает порядок учета, содержание и представление финансовой отчетности о сельскохозяйственной деятельности в части, не рассматриваемой в других МСФО.

МСФО (IFRS) 1 «Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности»

Стандарт устанавливает правила и порядок составления промежуточной и первой годовой финансовой отчетности по МСФО для организаций, применяющих эти стандарты впервые.

МСФО (IFRS) 2 «Выплаты на основе акций»

Стандарт определяет состав сделок, в которых может иметь место использование акций как базового эквивалента стоимости для последующих расчетов долевыми инструментами, денежными средствами или другими активами (в операциях приобретения отчитывающейся организацией товаров или услуг). Кроме того, он устанавливает обязательность отражения в составе прибыли и убытка и в отчете о финансовом положении влияние на показатели деятельности операций по выплатам на основе акций, а также расходов по операциям предоставления работникам организации опционов на акции. 

МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнесов»

Стандарт устанавливает принципы и требования к тому, как организация – приобретатель другой организации признает и оценивает в своей финансовой отчетности: а) объекты, классифицируемые по МСФО как активы, принятые обязательства и любую неконтролирующую долю в приобретенной организации; б) гудвил, приобретенный при сделках купли-продажи организаций или прибыль от выгодной покупки. Кроме того, стандарт определяет объем информации, которую необходимо раскрыть в финансовой отчетности организации – приобретателю другой организации, чтобы пользователи финансовой отчетности могли оценить характер и финансовые последствия сделок по объединению бизнеса.

МСФО (IFRS) 4 «Договоры страхования»

Стандарт устанавливает порядок отражения в финансовой отчетности организаций-страховщиков информации о заключенных ими договорах страхования (включая договоры перестрахования), а также об имеющихся у них договорах перестрахования других страховых организаций.

МСФО (IFRS) 5 «Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность»

Стандарт определяет, какие долгосрочные активы являются активами, предназначенными для продажи. Он регулирует порядок оценки и учета указанных активов, а также отражения соответствующей информации об операциях с ними в финансовой отчетности. Кроме того, стандарт устанавливает минимальной объем информации о прекращенной деятельности и порядок представления ее в финансовой отчетности  

МСФО (IFRS) 6 «Разведка и оценка минеральных ресурсов»

Стандарт регламентирует порядок отражения в финансовой отчетности операций по разведке и добыче полезных ископаемых на основе содержащихся в нем критериев признания и оценки самих минеральных ресурсов и активов, используемых для их добычи.

МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации»

Стандарт устанавливает требования к представлению в финансовой отчетности информации, позволяющей пользователям оценить:

а) влияние имеющихся у организации финансовых инструментов на финансовое положение и финансовые результаты деятельности организации;

б) характер и размеры рисков, которым организация была подвержена в течение отчетного периода и на дату его окончания, в связи использованием в своей деятельности финансовых инструментов; каким образом организация управляет этими рисками.

МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты»

Стандарт определяет объем и порядок раскрытия информации, достаточный для проведения пользователями финансовой отчетности оценки об осуществляемых организацией видах деятельности и разновидностей экономических условий, в которых она работает, на предмет их влияния на ее финансовые результаты и финансовое положение.   

МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность»

Стандарт устанавливает принципы и описывает процедуру составления и представления финансовой отчетности организацией, которая контролирует одну или несколько других организаций. В этой связи в стандарте излагается определение принципа контроля, а также содержатся указания на то, как:

а) применять принцип контроля для решения вопроса о необходимости составления консолидированной финансовой отчетности по МСФО;

б) какие требования должны быть соблюдены при ведении бухгалтерского учета для подготовки консолидированной финансовой отчетности;

в) какая организация признается инвестиционной и каковы исключения в отношении консолидации индивидуальных отчетностей определенных дочерних организаций данной инвестиционной организации.

МСФО (IFRS) 11 «Совместное предпринимательство»

Стандарт определяет принципы подготовки и представления финансовой отчетности организациями, которые участвуют в совместно контролируемой ими предпринимательской деятельности (являются участниками совместных предприятий). В этой связи стандарт дает трактовку термина «совместный контроль» и предписывает организации, являющейся стороной совместного предпринимательства, правила, в соответствии с которыми она должна определять вид совместного предпринимательства. В основу такого определения стандарт предписывает включать оценку своих прав и обязанностей в нем. Дальнейшее раскрытие информации организацией о своих правах и обязанностях в рамках конкретного вида совместного предпринимательства должно осуществляться в четкой согласованности с этим видом.

МСФО (IFRS) 12 «Раскрытие информации об участии в других организациях»

Стандарт устанавливает требования к объемам и порядку раскрытия информации для пользователей о характере участия отчитывающейся организации в других организациях и связанных с этим рисках, а также о влиянии такого участия на ее финансовые результаты и финансовое положение.

МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости»

Стандарт дает трактовку категории «справедливая стоимость», излагает основы для ее расчета и устанавливает объем и характер раскрытия информации о порядке определения справедливой стоимости в процессе оценки показателей финансовой отчетности.

Необходимо отметить, что изначально МСФО были задуманы и издавались СМСФО как стандарты бухгалтерского учета (IAS), и лишь впоследствии, претерпев определенные изменения, некоторые из них были преобразованы в стандарты, по сути, регламентирующие процесс составления и представления финансовой отчетности. Кроме того, начиная с 2003г., СМСФО приступил к разработке непосредственно стандартов финансовой отчетности (IFRS). 

МСФО не являются нормативными правовыми актами, жестко регламентирующими все сферы ведения бухгалтерского учета и отчетности. Они представляют собой свод требований и правил, соблюдение которых позволяет сформировать финансовую отчетность высокого качества и степени надежности. МСФО носят рекомендательный характер. Однако вместе с тем посредством заложенных в них положений и требований относительно содержания финансовой отчетности, порядка признания ее элементов, способов оценки и процедуры представления составленных отчетов, они оказывают мощное воздействие на систему бухгалтерского учета, использующих их организаций. Фактически они устанавливают основополагающие принципы организации и ведения бухгалтерского учета, оставляя при этом организациям свободу выбора способов и приемов технического воплощения процедуры оценки и отражения отдельных его объектов.

Цель МСФО – унифицировать организацию и ведение бухгалтерского учета посредством гармонизации отдельных национальных учетных систем. Данная унификация и сопутствующая ей гармонизация в свою очередь осуществляются с целью обеспечения методологического соответствия и информационного единообразия финансовой отчетности организаций различных стран.

Использование МСФО в практике ведения учета и составления отчетности в Республике Беларусь в настоящее время имеет большое практическое значение, поскольку оно открывает доступ к мировым финансовым ресурсам, расширяет возможности взаимовыгодного сотрудничества с иностранными партнерами и потенциально способствует повышению конкурентоспособности белорусских организаций на международных рынках товаров (работ, услуг).

С нами сотрудничают